В минувшее воскресенье московский театр "Современник" закрыл сезон. И - ушел в отпуск. Уже по традиции "Современник" играет тогда, когда все другие московские театры на каникулах, и даже в самую дикую жару здесь - переполненный зал, а овации даже не на самых премьерных спектаклях длятся по двадцать-тридцать минут. Еще одна традиция "Современника" - премьера под занавес сезона.

Всю весну было известно, что совсем скоро в "Современнике" сыграют новую пьесу Николая Коляды "Уйди-уйди". И что ставит спектакль сам Коляда. Название будущей премьеры давно уже проанонсировано у парадного входа в театр. Премьера Коляды отложена на осень, а пока (верно, чтобы не разочаровать уже напрягшуюся в ожидании публику) "Современник" выпустил другой спектакль, о котором до того никто ничего не слышал. "Мертвые души". Вдобавок ко всему этой неожиданной премьерой была открыта Малая сцена театра.

Основное - профильное - название помещения сохраняется и даже упомянуто в программке: "Репетиционный зал на пятом этаже". Говорить о первооткрытии было бы неверно, поскольку нынешняя попытка открыть новый, Малый зал - не первая. Когда-то, очень давно, Валерий Фокин именно здесь поставил знаменитый спектакль "И пойду, и пойду!" по "Сну смешного человека" и "Запискам из подполья" Достоевского. Значительно позже еще один опыт был связан с пьесой Олби "Случай в зоопарке". Еще через паузу на пятом этаже "Современника" играл "Современник-2"… Все это имеет значение для историка театра, в том числе и "Современника", который в будущем году отметит свой очередной юбилей, 45-летие.

На афише нового спектакля значится: Николай Васильевич Гоголь, чуть ниже и мельче: "Прочитано Дмитрием Жамойдой близко к тексту автора". О новом спектакле хочется и было бы верно говорить без пафоса, выдавая похвалы так, как это делают, приветствуя удачу другого, мастера-ремесленники - хороший плотник или портной. Когда владение профессией переходит в мастерство. Когда радость свободного труда в процессе производства передается соучастникам, а впоследствии - потребителям. Когда естественная для ученика и начинающего в профессии переимчивость (в собрании сочинений всякого большого поэта вы почти непременно обнаружите в первом томе "Подражание N." или же "Из NN.") уже оттенена живостью собственного слога и незаемным озорством. Когда играть еще в удовольствие, и дух студийности не покинул тело вчера еще студента. И есть еще задор. "Удалой спектакль" - пожалуй, такое определение было бы ему впору.

В "Мертвых душах" Дмитрия Жамойды многое напоминает о старых добрых временах, когда бедный театр обходился минимумом театрально-технических средств, часто довольствуясь подбором. Так и тут: играют в черном кабинете, при почти голой сцене. Только стол деревянный да два деревянных же табурета. Да по ходу действия в руках возникают удочки, на головы нахлобучиваются парики, а березовые веники гуляют по спинам…

Играют легко, этюдно, решительно "освобождаясь" от лишнего веса хрестоматийных сцен, монологов, реплик. В списке действующих лиц сначала поименованы исполнители многих ролей жителей N-ской губернии, и только потом - Приезжий (Илья Древнов). Он - Павел Иванович, другие - все прочие в романе-поэме. Молодая компания: позволено все, но не все они себе позволяют, поскольку не хулиганят, а именно в озорстве проводят досуги. Во всем обходясь своими силами, - скажем, свет ставил сын известного современниковского художника по свету Александр Уразбахтин.

Как ни странно, такие вот "маленькие" спектакли иногда говорят о театре больше и громче иных шумных премьер. Самостоятельные работы не случаются там, где нет жизни. Потому верно будет сказать, что "Мертвые души" - проявление синдрома жизни, свидетельствующего, что в "Современнике" по-прежнему все по крайней мере в порядке. А вообще-то - все хорошо. Не преувеличивая, но и не преуменьшая масштаба случившейся премьеры.

P.S. Не сказать об этом невозможно, а писать в статье - странно. Едва ли не самое сильное впечатление от этой премьеры - счастье Волчек, которая была по-настоящему счастлива после премьеры "Мертвых душ". Ее радость - оттого, что в театре - радость, что в театре - событие. Признаюсь, до сих пор не доводилось видеть, чтобы режиссер, к тому же - художественный руководитель театра, так искренне радовался чужому успеху и не своей премьере.

Теперь Галина Борисовна хочет, чтобы Жамойда что-то поставил со взрослыми актерами на большой сцене. Волчек - не из тех, кто верит красивым словам и полагается на русский авось. Коляду ведь тоже она не сразу - с бухты-барахты - позвала ставить в "Современник". Прежде чем пригласить в Москву на постановку, она позвала его со своим спектаклем - сыграть в "Современнике". Это было прошлым летом. И тогда Галина Волчек тоже "коллекционировала" гостей, как на собственных своих премьерах.


Независимая газета


Hosted by uCoz