Полку "Малых сцен" прибыло. К игровым площадкам, уже привычно располагающимся в фойе, в буфете, под крышей или же прямо на основных подмостках, добавился "репетиционный зал на пятом этаже" театра "Современник". Правда, это название звучит в определенном смысле символически, указывая не только на местоположение сценического пространства, но и на его конкретное предназначение. Человек пятьдесят зрителей как бы допускают в репетиционный зал, заранее настраивая на некий рабочий процесс, в котором и свободная импровизация, и откровенное озорство, и лабораторная незавершенность, предполагающая дальнейшие поиски и усовершенствования.
В программке к гоголевским "Мертвым душам" значится: "Прочитано Д.Жамойдой близко к тексту автора". Таков откровенно заявленный принцип полуторачасового спектакля, разумеется, не претендующего на полномасштабное воплощение романа. Скорее, перед нами - импровизация на тему. Есть ли на таком пути серьезные потери? Конечно. Текст Гоголя ужимается до краткого конспекта, в котором многообразные сюжетные перипетии сводятся к простым конкретным действиям, а совершенные авторские изречения - к пересказу своими словами.
Студийная лабораторность работы молодых актеров является изначально установленным правилом игры. Потому бурный азарт поиска пока превалирует над тонкостью и отточенностью решений. В то же время в этом "прочтении близко к тексту" немало забавных находок и неожиданных ракурсов, в которых предстают знакомые персонажи. В перечне действующих лиц они не обозначены поименно: просто Жители N-ской губернии и Приезжий. Однако по мере их появления на площадке процесс узнавания идет без особых затруднений.
Туповато-благостный Манилов с почти карикатурным восторгом расписывает достоинства сограждан и собственных деток, блаженно таращась в одну точку. Но вдруг в какой-то момент взгляд его становится хитрым и злобным... В распахнутом полосатом халате врывается Ноздрев, отплясывая нечто несусветное и беспардонно набрасывается на Чичикова. С каким-то агрессивным азартом он придумывает все новые и новые варианты купли-продажи, с маниакальной настойчивостью навязывая их недавнему знакомому... "Крутой" Собакевич - бизнесмен иного рода, более похожий на крупного криминального авторитета. Вальяжно расслабившись в бане и принимая услуги усердных массажисток, он вяло, но уверенно "припечатывает" представителей высшего общества. А затем, потягивая пиво, привычно торгуется за каждую мертвую душу. Плюшкин же аккуратно раскрашивает покойника кисточкой, очевидно, желая придать ему товарный вид...
Все эти очень разные персонажи в то же время оказываются отчасти "на одно лицо", поскольку играет их один актер - Кирилл Мажаров. То же происходит с туповатым слугой Манилова, блаженным, вечно спящим, оглашающим все вокруг раскатистым храпом, и важным урядником, увозящим разбушевавшегося Ноздрева, - эти роли исполняет Рашид Незаметдинов. А Яна Романченко и Татьяна Корецкая то появляются в облике простодушных особ, взахлеб рассказывающих страшные истории про Приезжего, то преображаются в госпожу и служанку, а возможно, и в двух компаньонок, одна из которых - Коробочка. Этакая кокетливая дамочка в игривой шляпке и кружевном неглиже, откровенно завлекающая Чичикова. Но едва лишь он откликается на ее призыв, как являются два вышибалы-телохранителя, которых явно побаивается и сама Коробочка, готовая в любой момент разреветься, как ребенок. Поэтому все деловые переговоры о мертвых душах держат на контроле ее "крутые парни".
И вообще жители N-ской губернии как будто куда больше заинтересованы в этом сомнительном бизнесе, чем сам Приезжий. Именно они в начале спектакля, окружив Чичикова, дружно нашептывают ему про выгоды данного предприятия. И они же в финале, угрожающе заявляя, что шутить не любят, требуют, чтобы он остался. Но Приезжий бежит, бросив все бумаги и свой дорожный саквояж. Чичиков, таким образом, является, по сути, фигурой страдательной, и это уже почти традиция постановок последних лет. Он отнюдь не выглядит ни ловким жуликом, ни циничным обманщиком. И в исполнении Ильи Древнова Приезжий - скорее юный, наивный мальчик, простодушно поддавшийся на чужие уговоры. Забавный тихоня, пожелав завоевать положение в обществе, где правит обман, влезает в авантюру, в которой он изначально обречен на проигрыш. Не Приезжий обводит кого-то вокруг пальца, а сам он постоянно попадает впросак, потому что те, с кем он вздумал тягаться, в искусстве обмана куда более опытны и жестоки.
"Мертвые души", прочитанные молодыми современниковцами, смотрятся занимательно и легко, хотя отдельные, даже удачные находки выглядят пока излишне педалированными. Но, очевидно, процесс работы над спектаклем будет продолжаться - на то и "репетиционный зал".
Культура, Марина Гаевская